Помощь логопеда

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду?
1. Нарушение устной речи:
дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;
ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата;
заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
брадилалия – патологически замедленный темп речи;
тахилалия - патологически ускоренный темп речи;
алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.
  
2. Нарушение средств общения:
ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться:
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо слова ракета;
в искажениях – горловое произнесение звука [р], щечное - [ш] и [т], [д].
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка ( [м], [н], [п], [т]), чаще всего нарушаются:
свистящие звуки – [c], [з] (и их мягкие пары), [ц];
шипящие звуки – [ш], [ж], [ч], [щ];
сонорные (язычные) – [л], [р] (и их мягкие пары);
заднеязычные – [к], [г], [х] (и их мягкие пары).
ФФНР - фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит, малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.
  Подготовка к школе в частном детском саду в городе Москве. Частная школа.
Фонема – минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант – звук, находящийся в сильной позиции: для гласных – это позиция под ударением, для согласных – позиция перед гласным или сонорным.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:
1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков [с], [ч], [ш] ребенок произносит звук [сь]: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими «сапка» вместо «шапка», [р] заменяется на [л] «лакета» вместо ракета.
3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки [р], [л] и [с] изолированно (т. е. один звук не в слоге или слове, а в речевых высказываниях: вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова»).
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду берет на коррекционные занятия в течение года.
ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы. Со звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Со смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д. Ошибки в словоизменении и словообразовании, трудности согласования слов, плохое развитие связной речи – умение рассказывать и пересказывать.
Для детей с ОНР характерно:
более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь состоит из двух слов к 5 годам;
речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. При нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Формирование правильного речевого развития – это сложный процесс. Необходима совместная работа врачей - невролога, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер.
Активно воздействуя на ребенка профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособленно, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.
И в завершение своей работы хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому, кроме занятий с ребенком, логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Дополнительная информация:


- Логопедический массаж

© 2016 ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД № 199
Контактная информация

Адрес: Москва, 121552, улица Ельнинская, дом №18, корпус 3

Телефон: +7 (499) 141-7589